Профессиограммы направлений подготовки с указанием возможностей трудоустройства:
Если вы решили стать дизайнером, то вам необходимо понять: что же такое «дизайн»?
ДИЗА?ЙН (англ. Design — "проектирование, определение функции предмета" от лат. Designare — "определять назначение, обозначать") — творческий метод и процесс функционального формообразования, а также область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий, мебели, инструментов, машин, организации предметной среды и трудовых процессов. Дизайн возник в результате вытеснения традиционного ремесла машинным производством, в котором человек перестал быть автором своего изделия, отчуждался от тиражируемого механическим способом продукта. Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, становился массовым изделием. Появилась новая разновидность профессиональной деятельности, сводящаяся к проектированию на бумаге или созданию модели будущего изделия без участия человека в обработке материала. Дизайнер не создает нового содержания, а организует пространство, среду, в которую может быть помещено содержание иных типов творческой деятельности человека — научной, технической, художественной. Дизайн создает место, а не событие, формирует условия для появления "уместных вещей". В этом заключается главное отличие профессии дизайнера как от ремесленника, повторяющего и варьирующего имеющиеся образцы, так и от художника, придающего новый образный смысл известным вещам.
Деятельность профессионального дизайнера возможна только в условиях технической цивилизации. Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни и чем дальше, тем больше дизайн проникает во все сферы нашей жизни. Поэтому мнение, что дизайн – это просто модное увлечение, которое в скором времени изживет себя, - это огромное заблуждение! Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе – новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью – все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
Понятие “Дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
Дизайн как профессия
Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы “Форд моторе”. Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну.Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна – Баухауз – в Германии и ВХУТЕМАС – в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная “индустрия дизайна”.
Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление “Функционализм” стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен - один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс – немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ – один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус – основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд – голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.
Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его.
По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи – один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти – итальянский архитектор – основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто – основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники – К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., стаявшие у истоков советского дизайна. У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» – процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» - сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну – «Техническая эстетика».
В настоящее время из обычного способа сделать нечто привлекательным дизайн превратился в инструмент, играющий важную роль во многих сферах жизни. Коммерция – не исключение.
Найджел Холлис, главный глобальный аналитик Millward Brown, считает: ключом к возвышению дизайна стало понимание того, что успешное проектирование по своей сути человекоцентрично, то есть продукт или сервис должен быть оптимизирован под нужды тех людей, которые будут его использовать. Сфокусированность на потребностях конечного пользователя помогла дизайну стать определяющим фактором в эволюции не только продуктов, но и сервисов, структур управления.
Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, сравнимый с архитектурой, книжным оформлением, театральной сценографией... Но, в отличие от них, он не имеет четких предметных границ. Считается, что дизайнер в принципе может заниматься всем, что его метод мышления — поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального, экономного вмешательства — универсален. Дизайнер потому и универсал, что он видит общую организацию формы в вещах. Компоновка, комбинаторика, перестановка деталей — главный метод дизайна. Его дело — определение формальных свойств промышленно произведенных предметов, их «приручение» с точки зрения удобства пользования, соразмерности человеку (учет факторов эргономики), достижение рационального и современного внешнего вида, соответствие выбранной формы технологии и материалам, ориентация на определенные культурные группы и типы потребителей. Предмет становится средством коммуникации для дизайнера, особенно это существенно для графического дизайна.
Итак, дизайн — это универсальная проектная деятельность, в орбиту которой входят и промышленные изделия, и мебель, и текстиль, и одежда, и объекты графического дизайна, и малая архитектура (городской дизайн, включающий витрины, вывески, остановки и т.д. и т.п.), и транспорт — как эксклюзивный, так и серийный. Во всех этих предметах обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала, технологии и формы, общая проектная направленность. Дизайн, таким образом, отвечает за целостность предметного мира. Бытует мнение, что для того, чтобы стать дизайнером необходимо обладать уникальными способностями. Наше глубокое убеждение -дизайнером может стать каждый, но это должен быть человек увлеченный, творческий. Творить - это так же естественно для человека как жить, дышать, любить. Но идеи и решения не приходят неизвестно откуда, они в нас самих и вокруг нас, нужно лишь понять принципы их поиска, ведь дизайнер — человек, умеющий видеть, замечать, отбирать, комбинировать.
Дизайнер. Описание профессии
В широком смысле слова дизайнер — это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна. Возможные специализации современного дизайнера: веб-дизайнер, дизайнер рекламной продукции, архитектор, проектировщик, иллюстратор и т.д.
В современном дизайне принято выделять несколько главных направлений: промышленный дизайн, дизайн среды, ландшафтный дизайн, графический дизайн, архитектурный дизайн, дизайн одежды, обуви, аксессуаров. Помимо общего художественного образования, дизайнеру, в зависимости от направления деятельности, необходимо получить специальные знания в области технологии производства тех или иных продуктов, а также освоить специализированные компьютерные программы.
Дизайнер. Виды деятельности
- определение концепции и идеи будущей работы (разработка фирменного стиля или дизайн-проекта);
- изготовление продукта;
- контроль за всеми этапами подготовки проекта.
Дизайнер. Наиболее вероятные места работы
- дизайн-студии и мастерские
- издательства
- типографии
- рекламные агентства и компании
Дизайнер. Необходимые профессиональные навыки
- знание основ рисунка, живописи, графики, композиции;
- знание технологий производства дизайн-продуктов в определенной сфере деятельности;
- знание специализированных компьютерных графических программ.
Дополнительные особенности профессии
В профессии дизайнера любого профиля есть две особенности, которые необходимо учесть. Во-первых, дизайнер должен уметь контролировать весь процесс подготовки проекта, во-вторых, быть специалистом в смежных областях (технологии процесса изготовления изделий, маркетинге, рекламе, PR).
Камский институт искусств и дизайна – профильный вуз. Мы ведем подготовку специалистов только в сфере дизайна, поэтому все цели и задачи образовательного учреждения направлены на создание творческой культурологической среды. В вузе осуществляется подготовка специалистов по направлениям:
- Графический дизайн
- Промышленный дизайн
- Дизайн костюма
- Дизайн среды (искусство создания интерьера, архитектурной среды)
Расскажем подробнее об этих направлениях:
Дизайнер (графический дизайн)
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач:
- Типографика, каллиграфия, шрифты, книжное оформление
- фирменный стиль (корпоративный ), в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки
- визуальные коммуникации, системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы)
- плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты
- визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой
- задачи веб-дизайна
- визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ
Профессиональное компьютерное программное обеспечение (компьютерные программы, которые должен освоить дизайнер – график)
- для офсетной полиграфии: Adobe Photoshop (работа с растровыми изображениями),
- Adobe Illustrator (работа с векторными изображениями),
- Adobe InDesign и QuarkXPress (верстка страниц)
- для наружной рекламы и трафаретной печати: Corel Draw
Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
Продукция, с которой работает графический дизайнер:
- книжные макеты и иллюстрации
- рекламные и информационные плакаты
- графическое решение открыток и почтовых марок
- оформление грампластинок и DVD дисков
- корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип
- буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция
- упаковки, этикетки, обложки
- сувенирная продукция
- интернет-сайты
Графический дизайн – один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. В зависимости от назначения и содержания, графика подразделяется на станковую, которая охватывает произведения самостоятельного значения,не требующие для раскрытия своего содержания связи с литературным текстом; книжную и журнально-газетную. Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углём - всё это графика. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках, но и часто встречаем их в жизни. Рисунки художников в книжках и журналах – это книжная графика. Поздравляя своих близких с праздником, мы покупаем открытку, наклеиваем марку на конверт. И открытку, и марку, и картинку на конверте нарисовал художник. Это – прикладная или промышленная графика. Красивые картинки на упаковках самых разных товаров – все это работа художников – графиков.
Специалисты по графическому дизайну – востребованы, поскольку без них не обходится современное производство.
Графический дизайнер востребован:
- рекламными фирмами;
- типографиями;
- дизайн-бюро;
- средствами массовой информации;
- телевидением.
Работы студентов КИИД отделения «графического дизайна» на тему «фирменный стиль».
Дизайнер (промышленный дизайн)
Если говорить о промышленном дизайне, то он перестал быть просто проектированием предметного мира, его функции значительно расширились. Так происходит потому, что люди начали требовать нечто, выходящее за пределы чисто технических деталей. И это «нечто» имеет непосредственное отношение к промышленному дизайну, формирующему добавленную стоимость продукта или услуги.
В странах с развитой рыночной экономикой промышленный дизайн уже превратился в эффективный инструмент маркетинга, задачей которого является не только создание привлекательной для потребителя продукции, но и рождение новых потребностей. Для этого дизайнеры используют знания о закономерностях человеческого поведения, об особенностях потребления и стиля жизни. То есть можно говорить о том, что существует тесная взаимосвязь между такими областями, как промышленный дизайн, маркетинг и социология.
В настоящее время многие товарные категории характеризуются тем, что продукты в них довольно схожи по своим объективным характеристикам. Это значительно усложняет задачу производителей, желающих, чтобы их товар имел свое лицо, которое будет привлекать потребителей. Оригинальный логотип уже практически не играет серьезной дифференцирующей роли. Потребителям нужно нечто большее, необходимы реальные отличительные потребительские качества – их и может обеспечить промышленный дизайн. Но только дизайн, являющийся симбиозом искусства, маркетинга и технологий.
Промышленный дизайн как вид деятельности включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов, поездов), разнообразного инвентаря. Особое место занимает дизайн мебели и элементов интерьера, посуды и столовых приборов, разработка форм и концептов которых имеет глубокие исторические предпосылки.
Промышленный дизайнер востребован:
- на предприятиях, выпускающих продукцию промышленного назначения;
- на предприятиях, выпускающих продукцию культурно-бытового назначения;
- в проектных и научно-исследовательских учреждениях.
Дипломная работа студента отделения промышленного дизайна КИИД Мазитова Тимура.
Данная работа получила Гран-при международного конкурса ВНИИТЭ, 2011 г.
Дизайнер костюма
Когда мы смотрим спектакли, действие которых происходит в ту или иную эпоху, мы сцене видим актеров, одетых в костюмы того времени. Созданием этих костюмов занимаются художники-модельеры. Каждая эпоха отличается своими выразительными средствами в костюме, в решении его композиции.
Работая над созданием исторического или современного костюма, необходимо уметь отобрать художественные признаки времени, которые помогут зрителю увидеть, почувствовать особую атмосферу времени. Костюм разрабатывается в несколько этапов. Сначала создаются эскизы костюма в рисунке, для его исполнения художник-модельер должен уметь хорошо владеть рисунком, обладать отличным цветоощущением, т.к. правильно подобранный цвет костюма является одним из важнейших компонентов его выразительности. Образ, найденный художником в эскизе, должен удовлетворят не только самого автора, но и того, кому этот костюм предназначен. В работе над костюмом художнику приходится учитывать особенности фигуры модели, ее индивидуальность, вкусы.
Художник-модельер должен уметь подобрать необходимый материал для костюма, для этого он должен знать существующие ткани и материалы, а также новейшие приемы художественной и технологической обработки ткани, смоделировать и сшить любой костюм, как исторический, так и современный; составить рисунок орнамента или общей отделки тканей и выполнять его в натуре различной техникой росписи и театральной вышивки. При создании костюма модельеру потребуется много вкуса, терпения и аккуратности.
Для современного человека естественно следить за своим внешним видом, чтобы не только производить благоприятное впечатление, но и самому чувствовать себя комфортно.
Но часто комфорт приносится в жертву – красоте и моде. Время показало, что классические модели будут модны и востребованы всегда. Как не потеряться в мире моды, научится разбираться в ее основных направлениях, самим создавать красивые и удобные модели одежды – этому учатся дизайнеры костюма.
Создание костюма относится к области искусства. Мы стремимся иметь в своем гардеробе одежду практичную, теплую и удобную, одновременно предъявляя к ней требования эстетического порядка: она должна быть красивой, модной и наиболее выгодно представляющей зрителю нашу внешность.
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.
Дизайн костюма – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств предмета одежды, в том числе:
- внешних черт изделия;
- структурных и функциональных взаимосвязей, которые превращают изделие в единое целое, с точки зрения потребителя и с точки зрения изготовителя.
Понятие дизайна костюма часто определяют или дополняют такими понятиями как«одежда», «мода» и «стиль». Действительно, костюм – это одежда, как в ее повседневном, так и в праздничном исполнении. Мода же, в свою очередь, диктует актуальность костюму, согласно настроениям и веяниям эпохи. Дизайн зависит от моды как мейнстрима эпохи и от стиля как проявления индивидуальности дизайнера. Мода, помноженная на индивидуальный стиль, дает причудливые результаты в создаваемых моделях одежды: выразительные и непохожие крои, причудливые сочетания цветов, фасонов и аксессуаров.
Объектами профессиональной деятельности дизайнера одежды являются: единичные изделия, комплексы, ансамбли, коллекции моделей одежды, а так же аксессуары, обувь, украшения к ним.
Дизайнер костюма востребован:
Дипломная работа студентки отделения дизайна костюма КИИД Кривилевой Олеси «Из бабушкиного сундука».
- на предприятиях легкой промышленности (пошив на массового потребителя);
- на малых и частных предприятиях, в ателье (индивидуальный пошив);
- как специалисты по созданию фирменного (корпоративного) стиля (разработка спец. одежды, фирменного стиля в одежде сотрудников, во время
- рекламных кампаний и др.);
- в развлекательном бизнесе (создание костюмов, бутафории для шоу-программ танцоров, певцов и т.д.);
- как консультанты в создании индивидуального стиля политиков, бизнесменов, руководителей предприятий (во время предвыборных кампаний, переговоров, деловых встречи и поездок и т.д.).
Дизайнер среды
С дизайном среды каждый сталкивается ежедневно. Наши дома и квартиры, в которых мы живем, магазины, гипермаркеты, выставочные стенды, офисные помещения, витрины, стены, фасады зданий — все это и многое другое — поле деятельности для дизайнера среды.
Дизайн среды – это эффективное использование имеющегося в распоряжении пространства.Так организация навигации и внутреннего пространства магазина требует кропотливой работы, чтобы все элементы дизайна — от табличек и информационных указателей до цвета стендов — образовывали единую систему, которая помогла бы покупателю максимально удобно ориентироваться в магазине. Чтобы для него в первое же посещение не составило труда найти все необходимые ему вещи. Тогда довольный покупатель может стать Вашим постоянным клиентом. Дизайн среды — это обширная область дизайнерской деятельности, которая включает в себя такие направления как дизайн интерьера и ландшафтный дизайн.
Дизайн интерьера – отрасль дизайна, художественно-техническая практика комбинирования и других манипуляций объектами интерьера с целью приведения помещения к удовлетворению функциональным и эстетическим запросам пользователей (оптимизация), в частности повышения эргономичности труда в помещении, понижения уровня цветовых, формовых и прочих шумов, улучшение навигации в крупных помещениях, оптимизация маркировки используемой мебели, разработка специализированных помещений (например, студия звукозаписи, студия киномонтажа, студия фотографии).
Студент за время обучения осваивает методики интерьерного дизайна, умение планировать рабочие помещения, помещения для отдыха и официальных мероприятия. Изучает историю искусства, различные стилистические направления.
Сегодня дизайн проник во все сферы человеческой деятельности. Эстетика и знание основ технологии помогают дизайнеру в создании окружающих нас предметов. Дизайнеры используют новейшие компьютерные программы для создания проектов, моделирования пространственной среды, которая оказывает эстетическое воздействие на всех людей, которые ее воспринимают, т.е. способствует развитию в человеке чувства красоты и гармонии. Неразрывное понимание вещей, как единства формы и содержания в их эстетическом выражении, которое создается дизайнерами это путь к пониманию гармонии, которая может быть доступна нашим обществом.
Ландшафтный дизайн – создание максимально комфортных условий в парках, скверах, садах,приусадебных участках. Это проектирование и озеленение, благоустройство и обслуживание территорий, проектирование и установка систем освещения, создание водоемов и установка систем полива.
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.
Итак, объектами профессиональной деятельности дизайнера среды являются:
- отдельные помещения, их комплексы и прилегающие к ним открытые пространства;
- элементы и ансамбли их предметного оборудования, ландшафтных компонентов и декоративного убранства.
Дизайнер среды востребован:
- в мебельных салонах
- в дизайнерско-архитектурных бюро
- в фирмах, компаниях предлагающих предметы интерьера и декора
- в ремонтно-строительных организациях
- в фирмах, занимающихся ландшафтным дизайном.
Дипломная работа студентки отделения средового дизайна КИИД Лукановой Аллы.