14 февраля 2014 г.
6 февраля 2014 года в КИИД открылся очередной VII Камский симпозиум под названием "Диск из КИИД: послание предкам", который был рассчитан на 4 дня. Этот симпозиум был посвящен созданию интерьерного арт-объекта по мотивам образцов письма на глиняных табличках. организаторы арт-симпозиума предложили в качестве вдохновляющего образа использовать знаменитый археологический артефакт под названием "Фестский диск". Техника, в которой предполагалось создавать арт-объектыБ-рельеф с использованием технологии бумаги ручного литья.
Целями арт-симпозиума стали:
- художественное переосмысление образцов древних письменных свидетельств и трансформация их в интерьерные арт-объекты;
- обмен опытом и идеями в области художественного образования в ВУЗах и ДХШ;
- повышение творческого мастерства преподавателей и студентов ВУЗов, ДХШ .
Для достижения этих целей предстояло решить следующие задачи:
- познакомиться с образцами древнейшего письма на глиняных табличках и других носителей;
- художественное переосмысление артефактов и создание современного арт-объекта.
- в рамках симпозиума изучить технику конгрева с использованием технологии бумаги ручного литья.
Организатором арт-симпозиума выступила кафедра дизайна Камского института искусств и дизайна (г. Набережные Челны, РТ).
Авторами идеи проекта являются:
- Гилязетдинов Салават Мухаметович — член Союза художников России, член Российского Союза каллиграфов, член Правления ВТОО СХ России Республики Башкортостан, заведующий отделом графики;
- Хамадеев Актас Викторович — доцент кафедры дизайна КИИД, член МАСД, кандидат технических наук.
В программу первого дня работы были включены вводная лекция, работа над поисковыми эскизами, подготовка бумажной массы. Вводную лекцию для участников арт-симпозиума прочитал доцент кафедры дизайна, член МАСД, кандидат технических наук А. В. Хамадеев. Он рассказал об истории развития носителей письма, подробнее остановившись на глиняных табличках, дал краткую характеристику развитию систем письменности. Основываясь на публикациях о последних открытиях в области расшифровки древних письменных свидетельств, рассказал о достижениях отечественных криптологов. Слушателям интересно было узнать, что многие письменные источники древности написаны на славянском языке. Это серьёзно меняет устоявшиеся представления об истории. Заключительная часть вводной лекции была посвящена двуязычию восточных славян в Средневековье. В конце лекции были заданы вопросы из аудитории, на которые были получены исчерпывающие ответы.
Информация, полученная участниками из вводной лекции, облегчила задачу создания образа арт-объекта.
Вторая половина дня была посвящена работе над поисковыми эскизами. В конце дня участники дружно приготовили материал для получения бумажной массы. Он был залит горячей водой и оставлен размокать до следующего утра.
С утра второго дня продолжилась работа над поисковыми эскизами. После того, как эскизы были готовы, участники занялись приготовлением пластилиновой формы. Для этого на пластилиновую табличку были перенесены рисунки, и начался процесс формирования рельефа и фактуры поверхности формы.
После завершения работы над пластилиновой формой, её выносили на мороз, чтобы пластилин надёжно затвердел. После 15–20 минутной заморозки поверхность формы покрыли растительным маслом для облегчения отделения высушенного оттиска от формы.
Руководителем симпозиума с помощью ассистентов были подготовлены ёмкости с бумажной массой. После предварительного размельчения строительным миксером бумажной массы в неё был добавлен клей ПВА, и измельчение продолжалось ещё около двадцати минут. Наконец, бумажная масса была готова, и начался процесс наложения её на подготовленную форму. После тщательного покрытия слоем бумажной массы поверхности формы участники произвели удаление лишней влаги из бумажной массы. Для этого использовали газеты или кусок ткани, прокатывая скалками или валиками, сменяя газету и отжимая ткань. Когда влага почти перестала выделяться, формы с нанесённой бумажной массой оставили на просушку. Это было уже в конце дня.
Третий день симпозиума начался со снятия высушенных оттисков с формы. После покрытия поверхности оттиска слоем клея ПВА и небольшой просушки начался процесс тонирования оттисков. Тонирование производилось с помощью типографской краски. Целью тонирования было придать оттискам вид либо глиняной высушенной таблички, либо поверхности камня или другого материала.
Поскольку программы второго дня была перевыполнена, у участников симпозиума появилась возможность сделать ещё одну копию с сохранившейся пластилиновой формы, при этом некоторые участники учли ошибки, допущенные во втором дне, и поправили их. Кроме того, некоторые участники, уже владея этой техникой, смогли создать ещё по одной-две новые работы. День завершился наложением бумажной массы на новые формы и началом процесса их сушки.
В последний, четвёртый день симпозиума пока одни участники занимались тонированием новых работ, другие — подготовкой к подведению итогов арт-симпозиума
Завершённые работы участников были отсняты на фотокамеру и разложены в аудитории, где должно было состояться торжественное закрытие мероприятия. Руководителем арт-симпозиума, доцентом А. В. Хамадеевым, были подведены итоги работы. Затем выступила проректор Л. Р. Букина, которая поблагодарила участников за активную творческую работы. После этого присутствующим были вручены дипломы участников. В завершение симпозиума все сфотографировались на память.
А. В. Хамадеев