Направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательская база для ее осуществления
1. Исходные данные
1.1. В КИИД по направлению подготовки «Дизайн» ВО работает один факультет и две кафедры:
- кафедра «ГОПД» - гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин;
- кафедра «Дизайн» - специальных дисциплин и дисциплин специализаций.
Общее число преподавателей составляет 15 человек, в том числе 12 штатных и 3 совместителей.
В институте сформулированы и развиваются следующие научные направления:
- общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.00), научный руководитель – к.п.н., доцент Гатина А.Р.;
- теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (13.00.04) руководитель – Зайнуллин Ш.Р.;
- теория и методика профессионального образования – художественная педагогика (13.00.08), научный руководитель – к.п.н., доцент Ахметшина Э.Г.;
- техническая эстетика и дизайн (17.00.06), научный руководитель – доцент Абызова Ю.А.;
- автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (05.13.06), научный руководитель – д.т.н., профессор Дмитриев С.В.
Общее научное направление КИИД, объединяющее перечисленные направления и научную деятельность всего коллектива ППС: «Разработка методов художественно-конструкторского проектирования на основе регионального развития Строгановской школы дизайна и применения IT-технологий», научный руководитель - к.п.н., доцент Ахметшина Э.Г.
1.2. В рамках перечисленных научных направлений на основе научно-методических разработок в институте сложились научные школы, решающие взаимосвязанные художественно-творческие проблемы следующих направлений:
- региональное развитие идей Строгановской школы дизайна, научный руководитель – к.п.н., доцент Ахметшина Э.Г.;
- применение IT-технологий для повышения качества физического развития студентов направления подготовки «Дизайн» руководитель – Зайнуллин Ш.Р.
- формирование образовательных программ в графическом дизайн-образовании на основе использования элементов реального проектирования, научный руководитель – Хамадеев А.В.
1.3. Для организации научно-исследовательской деятельности в указанных выше научных направлениях в составе КИИД созданы и работают следующие научные и инновационные подразделения:
- библиотека (в том числе электронная библиотека) (50/18А, руководитель – Латоша Т.Н.);
- консультационный центр по патентованию инновационных разработок (здание 1 аудитория -310, состав: Дмитриев С.В. – руководитель);
- проектно-конструкторско-технологическая творческая мастерская дизайна, по договору с творческой мастерской дизайна ООО «Модерн» (здание 1 аудитория - 310, состав: Дмитриев С.В. – руководитель, Сандуленко Я.Т.);
- опытная база по работе с текстилем (здание 2 аудитория -219, состав: Пудакова О.В. – руководитель, Абызова Ю.А., Букина Л.Р.);
- компьютерный класс (здание 2 аудитория -216, состав: Репина Е.Н. – руководитель);
- компьютер (здание 1 аудитория 308, состав: Залятдинов Д.А.);
- витражная мастерская (здание 1 аудитория-304, состав: Гиниятуллина Р.Х. – руководитель);
- мастерская ОПМ (здание 1 аудитория -305, состав: Файзуллин А.Н. – руководитель);
- редакционно-издательский отдел (здание 1 аудитория -310, состав: Дмитриев С.В. – руководитель);
- инновационно-технологический центр (здание 2 аудитория -126, состав: Хамадеев А.В. – руководитель);
- центр трансфера технологий (здание 2 аудитория -215, состав: Хамадеев А.В. – руководитель, Абызова Ю.А., Гиниятуллина Р.Х., Репина Е.Н., Файзуллин А.Н., Козлов И.Б., Новиков Г.А., Залятдинов Д.А.);
- центр коллективного пользования научным оборудованием (компьютерный класс, здание 2 аудитория -216, состав: Залятдинов Д.А.);
- рендер-станция (здание 1 аудитория -308, состав: Залятдинов Д.А. – руководитель);
- центры инновационного консалтинга: 1) по направлению «Дизайн костюма» (здание 2 аудитория -215, состав: Пудакова О.В. – руководитель, Абызова Ю.А., Букина Л.Р.); 2) по направлению «Графика» (здание 2 аудитория -217, состав: Хамадеев А.В. – руководитель, Репина Е.Н., Козлов И.Б., Залятдинова М.С., Павлов В.А.); 3) по направлению «Дизайн среды» (здание 2 аудитория -214, состав: Петрушин Н.А., Залятдинов Д.А.,).
2. Перспективы и направления межвузовского сотрудничества КИИД
Цель межвузовского сотрудничества – расширение возможной сферы деятельности профессорско-преподавательского состава КИИД и вовлечение студентов в процессы реального проектирования в различных направлениях дизайн-проектирования.
2.1. Вузы, с которыми КИИД имеет взаимодействие или планирует его установить:
- Набережночелнинский институт (филиал) КФУ;
- Ижевский институт искусств (УдГУ);
- Чувашский государственный педагогический университет (кафедра дизайна и методики профессионального обучения);
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет (институт архитектуры и дизайна);
- Евразийский открытый институт (г. Москва);
- Набережночелнинский филиал ТИСБИ;
- Волгоградский государственный институт искусств и культуры.
2.2. Направления межвузовского сотрудничества:
- научно-методический разработки (учебные пособия, учебники, совместная выставочная деятельность), их взаимное рассмотрение, оценка, критика и внедрение в учебный процесс;
- установление договорных отношений с каждым из перечисленных вузов;
- координация планов совместной деятельности в рамках договоров о сотрудничестве;
- координация планов участия в конференциях, выставках, других совместных мероприятиях с перечисленными вузами;
- поиск направлений взаимодействия в реальном проектировании и в совместном бизнесе;
- взаимодействие в организации практик, дипломном проектировании и в проведении защит дипломных проектов;
- взаимодействие в организации публикаций;
- активность в получении грантов и заключении хозяйственных договоров;
- взаимодействие с социально-ориентированными некоммерческими организациями (на примере организации «Росмолодежь», конкурсов «Иволга»);
- взаимодействие с вузами по техническим направлениям (Набережночелнинский институт (филиал) КФУ): 1) энергоснабжение и энергосбережение; 2) малоэтажное, экологически безопасное строительство; 3) обустройство городских территорий; 4) материаловедение и перспективное дизайн-проектирование.
2.3. Перспективы межвузовского сотрудничества:
- совершенствование научно-методической базы и библиографического обеспечения учебного процесса КИИД (учебно-методические пособия, учебники, научное и научно-практическое сопровождение учебных и исследовательских работ, публикации статей);
- создание организационно-научной основы программы межвузовского сотрудничества;
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
- повышение качества обучения студентов;
- организация курсов переподготовки выпускников вузов.
3. Руководство НИР студентов и результативность
3.1. Руководство научными исследованиями студентов и аспирантов осуществляют профессоры, доценты и преподаватели КИИД. Организационными формами НИРС являются:
- выполнение учебных заданий, в том числе и в период производственной и учебной практики, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер с учетом профиля кафедры;
- студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
- привлечение студентов к работе в научных кружках и других инновационных структурах с целью овладения навыками осуществления исследований и предпринимательства;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов – участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;
- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, факультетские, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное творчество студентов и развитие системы НИРС в целом: научные семинары, конференции, симпозиумы, конкурсы, выставки научных работ студентов, олимпиады по направлениям и специальностям, научные школы и т.д.;
- ознакомление студентов с российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов.
3.2. Факультеты КИИД осуществляют непосредственное методическое и организационное руководство системой НИРС, направляя ее деятельность в соответствии с образовательными профессиональными программами и ФГОС ВО согласно разрабатываемым ими и утвержденным рабочим программам направлений подготовки, специальностей, учебных курсов и дисциплин. Кафедры подбирают и утверждают руководителей конкретных работ (тем), выполняемых студентами.
3.3. В организации и руководстве научно-исследовательской работой студентов принимают участие преподаватели и сотрудники всех кафедр и подразделений КИИД. К обеспечению функционирования системы НИРС привлекаются:
- должностные лица, отвечающие за организацию НИРС и руководящие системой НИРС: проректор по научной работе, методист по научно-исследовательской работе студентов, деканы факультетов, заведующие кафедрами, а также представители ППС, ведущие научную работу со студентами;
- подразделения КИИД, участвующие в реализации различных форм НИРС: кафедры, научные подразделения;
- учебные, научные, технические подразделения КИИД, привлекаемые к ведению НИРС, учебные и научные лаборатории;
- подразделения КИИД, организующие и обеспечивающие учебный процесс и привлекаемые к обязательному участию в обеспечении и выполнении НИРС: подразделения организации учебного процесса, технических средств обучения, научно-технической информации и др.
3.4. Участие на конкурсной основе в научных мероприятиях для поддержки российских ученых и ведущих научных школ в рамках конкретных проектов федеральных, ведомственных целевых, региональных и др. научно-технических программ является обязательным компонентом работы подразделений КИИД, процессом, связанным с конкурсной системой финансирования НИР в России и РТ.
3.5. Успехи в конкурсах позволяют получить дополнительное финансирование, улучшить материальное обеспечение научных исследований. Обеспечение процесса реализовано по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое;
- организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов-победителей конкурсов;
- выполнение НИР по договорам (контрактам) с заказчиками.
3.6. Организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) – важная составляющая часть деятельности института. Число студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, постоянно растет. НИРС осуществляются в следующих формах:
- участие студентов в проведении НИР;
- подготовка докладов, статей, рефератов;
- участие в работе проблемных групп;
- участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах;
- участие в различных выставках.
3.7. Ежегодно в апреле в КИИД проводится студенческая научно-практическая конференция, в которой также принимают участие студенты художественных школ и вузов г. Набережные Челны. В КИИД ежегодно проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу. По результатам научных конференций издается сборник научных работ студентов и педагогов.
3.8. Организация научно-исследовательской работы студентов является одной из базовых задач деятельности КИИД. Федеральная программа развития образования констатирует, что значение такой деятельности предопределено непосредственной заинтересованностью государства в получении и использовании новых научных результатов. Без участия в научно-исследовательской работе не может осуществляться подготовка специалистов.
3.9. НИРС в КИИД включает следующие направления:
- научно-исследовательскую работу, встроенную в учебный процесс, освоение студентами средств и приемов выполнения НИР;
- научно-исследовательскую работу, дополняющую учебный процесс.
3.10. Освоение студентами средств и приемов выполнения НИРС происходит во время учебных занятий по дисциплинам специальностей. Студенты осваивают приемы репродуктивной и поисковой деятельности, не просто решая задачи, но рефлексируя процесс собственного образования. Преподавательский состав КИИД строит свою деятельность, учитывая необходимость развивать креативность студентов параллельно с обучением навыкам и умениям. Поэтому приходится продумывать формулировку задач репродуктивного, алгоритмического и эвристического характера в зависимости от возможностей студентов.
3.11. Для направленного освоения студентами средств и приемов НИР был введен факультативный курс «научно-исследовательская работа студентов». Он направлен на приобретение студентами знаний и практических умений в:
- изучении научного стиля русского литературного языка, основ логики;
- анализе научного текста;
- аннотировании и реферировании научной литературы, написания эссе и статей;
- составлении научных рецензий и проведении научных дискуссий;
- логико-графическом структурировании текстов.
3.12. в 2018 году студентами КИИД выполнены научно-исследовательские работы в рамках тематики курсового и дипломного проектирования в количестве 33 единиц.
4. Научная работа педагогов КИИД
4.1. Профессорско-преподавательский состав КИИД выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру научных направлений и является одним из значимых научных и исследовательских центров в области дизайна и дизайн-образования в регионе. Основной целью процесса является развитие наук посредством совместных научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся. Научные результаты используются в образовательном процессе и применяются в различных отраслях промышленности.
4.2. Процесс планирования НИР В КИИД координируется проректором по научной работе. Тематика и результаты научных исследований принимаются Ученым советом и утверждаются ректором.
Планирование документально подтверждается и зафиксировано в планах НИР КИИД, планах проведения научных конференций и семинаров, планах издательской деятельности (издания сборников научных статей и монографий, учебников, учебных пособий).
4.3. Обязательными документами и записями являются внутренние нормативные документы (отчеты по научно-исследовательской деятельности и НИРС):
- информация о научно-технической продукции научно-исследовательской деятельности содержится в отчетах о научной и инновационной деятельности КИИД, публикуется в ежеквартальной газете КИИД, электронном журнале КИИД, научно-технических отчетах конкретных проектов по НИР;
- материалы научных исследований докладываются и обсуждаются на научных конференциях, семинарах различного уровня, публикуются в научных изданиях, сборниках, монографиях, учебных и учебно-методических пособиях.
Удовлетворенность качеством научно-технической продукции научно-исследовательской деятельности оценивается по количеству:
- поданных заявок на патенты, гранты, конкурсы;
- сделанных докладов по научным тематикам;
- направленных для публикации и опубликованных работ;
- представленных к защите и защищенных квалификационных работ;
- участников и победителей конкурсов научных и творческих работ;
- участников научных конференций, творческих конкурсов различного уровня.
4.4. В соответствии с перечисленными приоритетами в КИИД проводятся необходимые мероприятия для установления связи с потребителями:
- создание и совершенствование на факультетах баз данных студентов, выпускников и работодателей;
- поддержка Web-сайта;
- распространение рекламно-информационной продукции.
4.5. Подготовка к планированию НИР осуществляется проректором по научной работе на основе анализа ежегодных отчетов по НИР, анализа востребованности научных направлений, развиваемых в КИИД, анализа договоров о научном сотрудничестве, заключенных в предшествующий планированию период.
4.6. Научные направления соответствуют направлению и профилю подготовки студентов в институте. Научная деятельность в институте регламентируется Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации», Федеральным законом РФ от 23.08.96 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Уставом КИИД.
4.7. Научно-исследовательская работа выполняется научно-педагогическими работниками на основе хозяйственных договоров посредством совместных научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, в том числе на условиях совместительства с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Научные результаты используются в образовательном процессе.
4.8. Научная деятельность планируется каждым преподавателем. В конце календарного года с учетом профиля кафедр формируется единый план редакционно-издательской деятельности, которые обсуждаются и утверждаются Ученым Советом КИИД. Приоритетом пользуются планы, ориентированные на выполнение кафедральных и межкафедральных тем.
Проведение конференций, школ-семинаров, мастер-классов, выставок является вспомогательным процессом, направленным на апробацию новых научных результатов, обмен информацией, интеграцию с научными и производственными структурами.
4.9. Все проводимые в КИИД научные исследования имеют научно-методический, либо прикладной характер, либо осуществляются в виде разработок. Источниками финансирования проводимых научно-исследовательских работ являются денежные средства института, средства хоздоговоров, личные средства преподавателей.
4.10. Итоги научно-исследовательской работы кафедр, преподавателей, доцентов, профессоров оформляются в виде монографий, учебников, учебных пособий и статей. Преподаватели выпускающих кафедр проводят постоянную творческую деятельность, это отражено в организации персональных выставок, творческих работ в проектно-дизайнерском направлении и изобразительном (художественно-пластическом) аспектах.
В 2018 году профессорско-преподавательским составом КИИД:
- выполнено научно-исследовательских и художественно-конструкторских проектов и разработок на общую сумму 911 920,0 тыс. рублей;
- обеспечено научное руководство научно-исследовательскими работами студентов по тематике курсового и дипломного проектирования в количестве 33 единиц;
- подготовлено и подано 0 заявок на участие в конкурсах грантов. Общая сумма запрашиваемых грантов – 00,0 тыс. рублей;
- по итогам участия в научных конференциях, мастер-классах, симпозиумах (международных, всероссийских, региональных) опубликовано 30 статей;
- разработано 3 научно-методических работ;
- выполнено 79 творческих работ (картин, проектов, оригинальных изделий);
- принял участие в 3 выставках, всероссийских и региональных, с представлением 48 экспонатов;
- принял участие в конкурсах различного уровня с представлением 6 экспонатов;
- осуществил научное руководство 6 студенческими работами, представленными к участию в конкурсах студенческих работ.
По итогам конкурсов получено 10 наград (дипломов, грамот, званий).
Над диссертациями на соискание ученой степени кандидата наук работают следующие соискатели КИИД:
Букина Лима Рафиковна – на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;
Репина Елена Николаевна – на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;
Абызова Юлия Александровна – на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;
Файзрахманова Анна Сергеевна – на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;
Пудакова Ольга Владимировна – на соискание ученой степени кандидата педагогических наук;
Залятдинова Марина Сергеевна – на соискание ученой степени кандидата наук;
Сафронова Варвара Александровна – на соискание ученой степени кандидата наук;
Гаджиева Арзу Айдыновна – на соискание ученой степени кандидата наук.
Над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук работают следующие соискатели КИИД:
Ахметшина Эльмира Габдулловна – на соискание ученой степени доктора педагогических наук;
Зайнуллин Шамиль Ринатович – на соискание ученой степени доктора педагогических наук;
Хамадеев Актас Викторович – на соискание ученой степени доктора технических наук.