25 декабря 2019 г.
Арт-симпозиумы проходят в КИИД ежегодно вот уже более десяти лет. Это одно из ноу-хау вуза, нетрадиционная форма работы, будящая воображение и фантазию у юных и восторженных, дающая прививку от творческого застоя и дарующая творческое долголетие маститым и состоявшимся. Не верите? Вот послушайте, что говорят участники арт-симпозиума этого года,
ТАТЬЯНА МАЛЫШЕВА, учитель технологии, школа № 53.
Конечно, я люблю разное рукоделие. Но не ткачество. До того как Лима Рафиковна Букина нас пригласила участвовать, даже представления никакого о подобной технике не было. Когда пришла на симпозиум, было страшно: вдруг мне не хватит фантазии, ну что я могу придумать в таком виде рукоделия, о котором даже представления не имею? А ещё было непонятно: как Шурале может быть уютным, как ткачество может быть современным, как это вообще все можно связать с домом и с нашей жизнью? Но Салават - он очень деликатный, с чувством юмора, очень тактичный: что бы мы ни говорили, — всегда нас хвалил. И все получилось! Теперь - хочется ткать ещё и ещё - так много планов появилось. Салават буквально разбудил фантазию. Хотя я на её недостаток вроде бы не жаловалась. Желаю всем попасть на подобный Симпозиум.
ОЛЬГА АСАФЬЕВА, домохозяйка, студентка 3 курса «Факультета искусств и дизайна» НГПУ.
Я была знакома с ткачеством от своей бабушки. Но Салават полностью изменил мое представление об этом ремесле. Во-первых, перевернул представление о композиции. Во-вторых, сравнил это с нотами, показал как можно найти ритм, звук. И получился уже не просто коврик на пол, а самостоятельный арт-объект, комбинация домотканой дорожки и изобразительной плакетки, такой элемент декора, который придаст тепло и уют любому помещению.
Даже сам процесс изготовления был необычен - такой, знаете, формат деревенской вечеринки: когда мы все вместе сидели рядом, и все эти разговоры вполголоса, шорох разноцветных полосок тканей, глухие хлопки бердо (принадлежность ткацкого станка. ред) по основе — и ты успокаиваешься, возвращается душевное равновесие, появляется свобода мыслей, и возможность обмена ими...
Ещё мне понравилось, что ткачество — это очень экологичный вид рукоделия. Ведь в дело идут ненужные ткани любой фактуры, мех, нитки - все, что выбрасывается.
Трудность была для меня в самой постановка задачи: как связать половик и Шурале. И вот, под руководством Салавата, в сознании произошёл настоящий прорыв: как будто глаза открылись, теперь мы знаем как с помощью ткачества можно обыгрывать разные истории, не только сказочные. Салават не просто раздвинул рамки мышления - он их убрал.
ОЛЬГА СОРОКИНА, учитель рисования Русской Классической Школы.
Я представляла себе, что такое ткачество: у моей бабушки были эти дорожки, да и школе нашей очень интересуются народным творчеством, ремёслами, искусствами. Но они все кажутся такими древними. А современная жизнь такая стремительная - куда эту дорожку можно втиснуть? И вот, прошло два дня симпозиума, и я сегодня ночь не спала, видео на You Tube смотрела про сказки. Потому что у меня столько появилось идей! То, что мы делаем здесь, на симпозиуме — это же настоящая Сказкотерапия. Та дружелюбная атмосфера, которую создали и Салават и Азамат, она такой эффект оказала, как будто, знаете, зерно положили — и оно проросло.
Мы на Симпозиум пришли с дочкой, АНЯ СОРОКИНА, 10 лет, 4г класс 32 школы. Она - очень современный ребёнок. Но после первого дня занятий сказала: «Мама, спасибо, что ты меня взяла с собой». И тоже свою дорожку выткала. То есть ткачество доступно и детям и взрослым.
Почему-то трудно было поначалу крепить нити к основе. Но потом все пошло хорошо. Никогда бы не подумала, что работа может расслаблять. Но ткачество - может. Сплошное удовольствие получилось.
МАРИЯ ФАДЕЕВА, художник, руководитель художественного салона ДК «Энергетик», член Международной Ассоциации Союза Дизайнеров.
- Я так боялась, перед началом, что у меня ничего не получится. Это так для меня все непривычно. Ничем подобным не занималась. Если бы меня спросили раньше: «Возможно ли такое?» Я бы без колебаний ответила: «Нет. Я - точно не смогу». Оказалось, что за два дня можно сотворить такое чудо! Спасибо, Салават Мухаметович и Азамат Салаватович, что вы нас сподвигли на такое творчество. Мы тут варились все в таком процессе, уникальном, и результат просто потрясающий.
ТАТЬЯНА ЛАТОША, библиотекарь КИИД, преподаватель естествознания.
Те цвета, в которых оказалась в итоге выполнена моя дорожка — я такими обычно не пользуюсь. Но здесь, на симпозиуме, захотелось именно их. Я вообще не представляла, что могу сделать нечто подобное. Вообще, тот энтузиазм с которым руководство нашего вуза устраивает такие разные и такие эффектные и эффективные творческие мероприятия - он удивляет, и вдохновляет даже «нехудожников». И делает искусство и творчество, вот, конкретно ткачество, например, доступным всем.
САЛАВАТ МУХАМЕТОВИЧ ГИЛЯЗЕТДИНОВ, куратор симпозиума.
Почему в Набережных Челнах?
- Потому что в Уфе такие симпозиумы не проводят. КИИД - единственный вуз, который не боится запускать новые идеи, во благо студентам и преподавателям.
Почему ткачество?
- Это Лима Рафиковна выбрала. Десять лет назад мы уже ткали ковры, они потом участвовали в выставке Зур Хабар 2010 года. Симпатичный проект. Но в этом году задача усложнилась - нужно было связать это ткачество с Шурале. Причём наши тканые изделия - это не иллюстрация к сказке. Это самостоятельный философский концепт. Синтез материалов и смыслов. Шурале - лишь повод, толчок к творчеству и небольшая его часть.
Почему вы вообще в этом участвуете?
- Нравится формат симпозиума. Это не лекция, не мастер-класс, не соревнование, это такой живой процесс творчества и взаимоизменения. Когда мы все вместе думаем, выражаем свои мысли, подхватываем чужие, развиваем и додумываем. Все начинают делать то, что раньше не делали. И я в том числе. Для художника такие симпозиумы по разным техникам - это возможность не застаиваться. Все великие живописцы делали что-то еще. Если почитать их биографии, то можно заметить, что универсальные художники живут дольше. И в творческом плане, и чисто физически.
Потому что каждый материал диктует свои подходы к творчеству, заставляет думать по-другому. Например, сделать что-то (того же Шурале - ред.) из глины в керамике, это не то же самое, что изобразить его акварелью, или, вот, выразить средствами ковроткачества. Так что подобный симпозиум - своего рода творческая перезагрузка.
АЗАМАТ САЛАВАТОВИЧ ГИЛЯЗЕТДИНОВ, помощник куратора симпозиума.
Честно признался нам, что Шурале и ткачество - вообще не его тема. Сам Азамат предпочитает башкирские сказки, этнику, загадочные артефакты, деревенские и детские темы, воплощая их в своих авторских техниках бумажной лепки и скульптуры, либо в традиционных - эмали и печатной графике. Но, здесь, на симпозиуме, нашлась работа и ему: подбирать деревянные заготовки для художественных плакеток, участвовать в обсуждениях, потому что процесс коллективного «думания» затягивает любого, кто попадает в его орбиту.
Результаты работы участников понравились. Обещал приехать ещё раз!
Мы тоже хотим принять участие в Арт-симпозиуме ещё раз! Пусть даже для этого придётся ждать целый год.
Сафронова Варвара Александровна - журналист, редактор(шеф-редактор по тексту), копирайтер, менеджер издательских проектов.