23 декабря 2019 г.
Ребёнку нужныпитомцы, а не игрушки
– Лима, вы не первый год помогаете нам проводить конкурс «Мой любимый дом». Чем он отличился от предыдущих?
– Он стал качественнее. Мы были в тесном контакте с организаторами и видели, как много усилий они прилагают, чтобы он проходил на высоком уровне. Ценность конкурса стала выше, родители относятся к нему совершенно по-другому, более серьезно и ответственно.
– У нас есть ребята, которые побеждают уже по два-три раза. ДОМКОР открывает таланты?
–Оценивая работы, мы не смотрим авторство, для объективности мы обращаем внимание только на сам рисунок. А если случаются такие попадания – значит, ребенок одаренный. Это сигнал родителям и педагогам изостудий о том, что простых задач перед этим ребенком ставить не надо. Надо его развивать. Это очень хорошо, что конкурсы помогают выявлять гениальных детей. Родители должны быть благодарны ДОМКОРу за это.
–Анализируя итоги прошлогоднего конкурса, вы говорили, что по детскому рисунку можно многое сказать и о самом авторе, и о его семье, и о социумевообще. Вы заметили какие-либо примечательные тенденции по рисункам нынешних конкурсантов?
– Как и в прошлом году, по персонажам рисунков мы отметили, как сильно изменились бабушки и дедушки. Если еще несколько лет назад дети изображали их традиционно: дедушка с бородой и в тюбетейке,а бабушка в платочке, то сейчас дети рисуют их в очень современных образах. Они вместе занимаются фитнесом, йогой. И лосины – что на ребенке, что на бабушке одинаковые. Но главное, по рисункам мы видим, что связь между поколениями сохраняется, их отношения укрепляются благодаря тому, что бабушки и дедушки омолодились.
Также мы заметили, что у детей прослеживается четкое отношение к тем или иным темам рисунков. Номинаций конкурса много, и они сами выбирают, в какой рисовать. Ребятапередают положительные эмоции в рисунках о домашних животных, а вот если изображается детская площадка или любимый уголок в доме, то работыдошкольников честно, откровенно отражают проблемы взрослого мира. Рисунки наивно описывают наши социальные проблемы. Например, ребенок рисует, как, добираясь до игровой площадки, он переходит через зебру, автостоянку и другие препятствия.Он не задумывается, что это неправильно, – просто рисует что есть, неосознанно отправляя сигнал взрослым.
Что же касается рисунков на тему «Мой любимый уголок дома», дети не знают, за что уцепиться. Они просто отражают то, что взрослые оценивают, как хорошее, дорогое, ценное. Но самая проблемная тема – «Моя любимая игрушка».
– ?!
– Слишком много у них игрушек. Слишком много, и они не знают, которая из них самая родная, и не могут передать эмоции к ней на бумаге. Это выражается в объемах, размерах, композиционно. Но как только мы переключаемся на рисунки про животных, все этисложности исчезают. Даже если изображается совсем маленькая улиточка, художник широко раскрывает тему рисунка, всю душу в него вкладывает и показывает именно характер персонажа. Очевидно, что дети (и их родители, кстати, тоже) больше нуждаются в питомцах, в ком-то живом и теплом, нежели в игрушках и неодушевленных ценностях.
Тема животных – самая любимая у наших конкурсантов, об этом мы судим и по количеству рисунков, и по сюжетному решению. Дети создают собирательный образ домашнего любимца, основанный на наблюдениях за ним. В одном рисунке они могут объединить множество поведенческих моментов: кот одновременно и моргнул, и хвостом вильнул, и лапками пытается что-то сделать. А вот игрушки – это какая-то мертвая масса. Наверное, дело в том, что изобилиеведет к невосприятию, а ограничения – это всегда хороший стимул для развития. Ведь домашние животные даются детям с большим трудом: они долго их выпрашивают,и обычно питомцы достаются им в единственном экземпляре. Отсюда возникает большой интерес, взаимодействие, привязанность к ним,и все это выливается в творчестве.
Рисунок – это выплеск
– Рисунков, особенно на тему домашних животных,нам прислали очень много. Как вы определяли лучшие?
– Во-первых, отбирая работы, мы не отходим от номинации. Рисунок может быть хорошим, но если он не соответствует ни одной из тем конкурса (а такое бывает), он исключается сразу. А есть рисунки, которые и отвечают заданию конкурса, и одновременно еще и трогают, в них прослеживается умелое использование материалов, уверенность, азарт. А если есть уверенность и азарт, это означает полную самодостаточность и самостоятельность автора. Никто не стоял у него над душой. Его рисунок – это выплеск. Когда взрослый руководит рисующим ребенком, это всегда чувствуется, такие работы мы тоже откладывали в сторону.
Также мы оценивали композицию рисунка. Дети настолько самобытны в этом возрасте, что когда ребенок расслаблен и хочет о чем-то рассказать в своем рисунке, у него это получается суперталантливо.
– Родителям лучше совсем не вмешиваться в творческий процесс?
– Своим вмешательством они только губят его! Они останавливают высвобождение внутреннего потенциала ребенка. Рисование нужно не только для развлечения, но и для того чтобы ребенок учился самовыражаться, быть деятельным, творчески подходить к любой работе и становился самодостаточным. Изобразительная деятельность ведет именно к этому. Если ребенок научится уверенно выражать себя, это повышает его шансы ровно пережить подростковый период, он избежит конфликтных ситуаций со своей душой, не растеряет друзей, а наоборот, приобретет новых.
Нынешних детей нужно раскрепощать
– Сейчас много кружков, художественных студий, куда водят даже маленьких детей. Нужно ли дошкольнику заниматься с педагогом, учиться рисовать правильно?
– У каждого возраста свои задачи. Совсем маленьких детей в изостудиях не учат рисовать, их знакомят с возможностями тех или иных художественных средств, показывают, как с их помощью ребенок может отражать то, что он хочет. Потом он подрастети будет знать, как использовать тот или иной материал, у него не будет страха перед ним. Это очень важно для раскрепощения, а нынешних детей нужно раскрепощать. На них наваливается слишком много информации, от них требуют высокой скорости действий, дети слишком часто слышат слово «быстрее». Это приводит к тому, что уже в среднем школьном возрасте многие ребята нуждаются в поддержке психолога. А с помощью художественных материалов можно раскрепостить и раскрыть ребенка очень быстро.
– Важно ли качество бумаги, карандашей, материалов, которые использует ребенок? Или главное, чтобы рисовал, а на чем – не имеет значения?
– Очень важно. Мы, кстати, в ходе конкурса сделали замечание, что далеко не всегда ребенок использовал подходящее сочетание материалов и бумаги. Родители могли бы и догадаться, что бумага «Снегурочка» – это не та основа, на которой можно работать влажными художественными средствами. Она легко промокает, фломастеры просвечивают, отсюда расстройство и слезы маленького художника. Умение правильно выбирать основу и материалы – вот чему учат уроки рисования. Я всегда за то, чтобы в изостудиях были совместные уроки и для родителей, чтобы особенности художественных материалов объяснялись и им.
Я очень прошу родителей не опускаться до совсем уж посредственных материалов, думая, что малышам сойдет и это. Ребенок будет расстраиваться, что бумага не так послушна, не так хорошо ложится материал, что у него ничего не получается. В конце концов, он придет к выводу: «Я не умею рисовать». То есть происходит разочарование не в материалах, а в себе. А ведь каждый родитель хочет, чтобы ребенок был уверен в своих возможностях, использовал свой потенциал, добивался больших и маленьких побед. В том числе в творческих конкурсах, которые проводит ДОМКОР.
ЧЕМ И НА ЧЕМ?
– Если ребенок выбрал маркеры или фломастеры, очень хорошо дать ему глянцевую бумагу, – советует Лима Букина. – Это, во-первых, самая подходящая основа для влажных материалов. И, во-вторых, шершавая бумага впитывает больше жидкости, поэтому фломастеры быстро расходуются, а если использовать глянцевую, то рисовать ими можно бесконечно. К тому же она дает легкое приятное скольжение – детям оно очень нравится, ускоряется процесс исполнения рисунка. Если же используются восковые карандаши или мелки, то интересно рисовать на шершавой бумаге, можно даже выбрать пастельную или акварельную. При рисовании такими материалами по такой основе появляются воздух, дети приходят к неожиданным пространственным решениям, открытиям. Очень полезно давать детям рисовать гелиевыми ручками. В качестве основы подойдет и глянцевая, и офисная «Снегурочка», и даже обычная госзнаковская бумага.