11 сентября 2015 г.
План проведения художественно-образовательного симпозиума «Современная татарская печатная открытка» в технике цветная линогравюра
Тема: «Татарская печатная открытка»
Цели:
- Создать серию оригинальных авторских открыток в технике цветная линогравюра;
- Развивать в городе и регионе сувенирную продукцию;
- Презентовать и интерпретировать идеи связанные с богатым историческим и культурным наследием Республики Татарстан;
- Организовать рассылку открыток заинтересованным в проекте музеям, мастерским и отдельным художникам;
- Проведение выставки «Татарская печатная открытка»
- Создать условия для развития искусства печатной графики в городе
Содержание открыток: Открытка ручной работы - это произведения искусства, которые коллекционируют, хранят и передают из поколения в поколение, которые, как и картины, обладают своей неповторимой энергетикой и шармом.
Сюжеты открыток самые разнообразные: архитектурные памятники, иллюстрации сказок, пословицы, пожелания, буквы, слова на татарском языке, орнаментальные композиции, типажи людей, города, традиционные жилище и костюмы, местные растения, животные, птицы, рыбы, национальные праздники и т.д.
Место проведения: МБУ «Набережночелнинская картинная галерея», Мастерская графики имени Александра Халдеева
Руководитель проекта: Мингалеев Марат Искандарович, заместитель директора МБУ «Набережночелнинская картинная галерея»
Идея проекта: Валерия Цинк, дизайнер
Сроки проведения: 19.09.- 20.09. 2015
Контингент участников проекта: учащиеся, студенты, музейные специалисты, художники, педагоги дополнительного образования города и региона, желающие освоить практический опыт работы в технике печатной графики.
Прогнозируемый результат: Создание серии оригинальных авторских открыток на тему «Татарская печатная открытка» в технике цветная линогравюра;
Этапы проведения проекта:
- Организационный (1.09. – 12.09.)
- Лекция об искусстве печатной открытки (мейл-арт) (19.09. 11.00)
- Демонстрация создания открытки на офортном станке в технике цветная линогравюра. (19.09. 11.30)
- Создание эскизов и перевод в материал линогравюры (19.09. 11.30 -17.00)
- Печать открыток (20.09. 11.00 -17.00)
- Организация выставки (20.09.- 31.09)
- Организация рассылки (сентябрь)
- Подведение итогов. Вручение сертификата участника.
Оборудование: офортный станок, столы, стулья, ноутбук, экран, мультимедийный проектор.
Материалы, предоставляемые участникам проекта: бумага для печати, офсетная краска, резиновый валик для накатки краски, линолеум формат А5, газета, резаки (татьянки)
Материалы, которые необходимо принести участникам с собой: эскиз цветной открытки, карандаш, калька, перманентный маркер двух цветов, влажные салфетки, тряпка, резаки (татьянки), канцелярский нож.
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ: 250 рублей.
Образцы открытки:



История возникновения первой поздравительной открытки до сегодняшнего дня овеяна тайной и сопровождается множеством догадок и легенд. Нам остается только опираться на те факты, что известны. Предлагаем взять отправной точкой Древний Китай, где в роли открытки выступала визитная карточка с пожеланиями, которую отправляли отсутствующим во время праздника персонам.
Если говорить об открытках в более современном понимании, то таковые впервые появились в Англии начала 19 века. Рисунки с поздравлениями на почтовых карточках появились благодаря художнику Добсону. В 1794 году мистер Добсон нарисовал на карточке зимний пейзаж и семью, расположившуюся около ели, и отослал этот прообраз современной открытки своему другу в канун Рождества. Уже в следующем году Добсон сделал несколько десятков подобных рождественных карточек и отослал их своим друзьям и близким. А в 1800 году один предприниматель вызвался организовать продажу таких рождественных открыток. Это был первый случай в истории, связанный с торговлей открытками. Спустя некоторое время тематика выпускаемых «карточек с поздравлениями» становится шире – сюда добавляются открытки к Новому Году и празднику дня Св.Валентина.
Дальше события нашли свое развитие в Германии. В 1865 году на почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан внес предложение начать выпуск открытых "почтовых листков", в которых одна сторона была бы предназначена для адреса, а другая предназначена для текста. Но на то время его предложение было отвергнуто. Спустя два года появлялись еще два подобных проекта, но каждый из них потерпел фиаско. Причина возникшего интереса к почтовым карточкам на то время в Германии была вполне объяснима – все дело в практичности. Такие карточки, как печатная продукция, оплачивались на почте по низкому тарифу, потому что они не могли называться «письмами». Данные идеи были отклонены по вполне объяснимой причине – служащие почты вовсе не хотели терять свою прибыль.
Продолжение истории мы видим уже в Австро-Венгрии. Именно здесь в 1869 году профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман сообщил в прессе о «корреспондентской карточке», изобретенной им лично. Герман предлагал ограничить текст этих карточек 20-ю словами, включительно с адресом и подписью. Его предложение было принято правительством, но без ограничений на текст писем – так, как для подсчета этих слов на почте необходимо было нанимать и содержать специальный персонал.
Пройдя такой путь, 1 октября 1869 года была выпущена первая "корреспондентская карточка" (почтовая открытка) с маркой стоимостью в два крейцера. По началу, большинство частных лиц и компаний избегали использования «открытых» писем. Спустя некоторое время, люди привыкли к ним, и открытки получают свое широкое распространение по всему миру.
В Российской Империи использование открытых писем началось 1 января 1872 года. Такие карточки были еще без иллюстраций – на одной стороне писался текст, на другой – марка и адрес. Все открытки отличались цветами:
- черные карточки – отправлялись как по городу, так и в другие города (в зависимости от цены, наклеенной марки);
- коричневые – отправлялись только внутри города;
- зеленые открытки – отправлялись по межгороду.
19 октября 1894 года министром внутренних дел Российской Империи был разрешен выпуск "бланков открытых писем частного изготовления". До этой даты право на выпуск открытых писем имело только почтовое ведомство.
На последок, расскажем еще одну занимательную версию возникновения иллюстрированных почтовых карточек, очень похожих на современный вариант открытки. Происходили события во Франции времен франко-прусской войны. Зимой 1870 года, французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, сосредоточилась в маленьком городке Конли (Бретань). Спустя недолгое время солдатам стало не хватать ни конвертов, ни бумаги для отправки писем близким. В это время книжный продавец Леон Бенардо, решил привести в использование лежавший на складах картон. Что сделал Бенардо – он нарезал листья картона и пустил их на продажу. По воле случая, ему на глаза попались письма солдат на этих листах картона с их собственными изображениями и рисунками (так солдаты оформляли свои письма). Продавец книг оценил эту идею, и лично придумывает патриотическую виньетку, которой начинает украшать открытки.
Успех затеи мисье Бенардо оказался таким большим, что в течение этого же года, он выпускает новую открытку, которая была посвящена армии и флоту. Далее наш господин стал автором и издателем целых восьми открыток темой которых была франко-прусская война.
Часто среди авторов первых открыток можно встретить гравера по меди Франца Рориха. В частности, именно ему принадлежит карточка с видом Женевского озера. Эта открытка была выпущена в 1872 году в Цюрихе, и стала своеобразной видовой открыткой, существующей и по сегодняшний день.